Переезд на новую eCommerce платформу
11 сент. 2023
Эволюция комплексных решений для электронной Коммерции Несмотря на молодость электронной коммерции, в этой отрасли прослеживается схожий путь развития с большинством корпоративных IT-решений. С момента возникновения электронной коммерции, крупные компании сталкивались с ограниченными вариантами для выбора комплексных enterprise-решений: либо разрабатывать собственные решения, либо внедрять продукты от мировых enterprise-вендоров.
Для многих компаний предпочтительнее оказывался второй вариант, и это можно объяснить следующими факторами:
- Привлекательность мировых enterprise-вендоров в контексте маркетинга и репутации;
- Возможность интеграции с другими продуктами того же вендора в корпоративной IT-инфраструктуре (как, например, IBM, Oracle, SAP);
- Сокращение технологического разрыва в кратчайшие сроки;
- Выбор компанией единого решения для всех рынков, централизованный подход; Положительное воздействие комплексного enterprise-решения на IPO и привлечение инвестиций при выходе на биржу.
Одна из главных причин доминирования комплексных enterprise-продуктов — высокий уровень требований к внедрению. Выбор решения от вендора с мировым именем гарантировал профессионализм и поддержку высокого уровня, что позволяло вступить в новую эру без потери времени, необходимого на выращивание собственной компетенции.
Эффективность продуктов enterprise-вендоров в eCommerce
Вопрос об эффективности внедрения комплексных enterprise-решений в сфере электронной коммерции остается предметом дискуссии, поскольку в открытых источниках отсутствуют подробные обзоры и отзывы о таких внедрениях. Чаще всего доступны лишь официальные пресс-релизы или статьи, подготовленные PR-отделами, которые могут быть предвзятыми. Кроме того, необходимо учитывать множество факторов, оказывающих влияние на бизнес в целом, такие как наличие квалифицированной команды, лёгкость интеграции с офисами и представительствами, сэкономленные затраты на персонал, стратегии дальнейшего развития и другие.
Оценку реальных результатов внедрений можно проводить только на основе информации, доступной на тендерах по замене комплексных enterprise-платформ, но и в этом случае данные могут быть ограничены и подпадать под условия конфиденциальности (NDA).
Ключевыми измеримыми и неоспоримыми показателями использования любых enterprise-платформ являются высокие операционные затраты на сопровождение, лицензионные платежи, стоимость кастомизации и time-to-value.
Развивать комплексные enterprise-платформы дорого, при этом даже небольшие изменения делаются долго по ряду причин:
- Монолитная архитектура;
- Сложность кастомизации под нестандартные бизнес-процессы;
- Высокий существующий уровень интеграции в IT ландшафт
- Технологический стэк, под который сложно и дорого найти специалистов.
6 причин для смены платформы
В электронной коммерции по-настоящему высокая скорость изменений. Бизнесу необходимо уметь быстро внедрять новые решения, а исходный потенциал любой платформы не так важен: бóльшая часть функциональности всё равно разрабатывается с нуля под конкретный бизнес. Вот шесть явных признаков того, что пришло время ре-платформы:
- Обновления сложно внедрить
По оценкам Ponemon Institute (независимая организация, специализирующаяся на исследованиях в области кибербезопасности и защите данных), время простоя веб-сайта может стоить от 427 до 9000 долларов в минуту. В периоды пиковых продаж эта цифра многократно возрастает. Если eComm платформа не справляется с трафиком, то бизнес теряет деньги. Кроме того бизнес теряет деньги, если для внедрения простых обновлений и новых функций требуется много времени. «Костыльные» обновления могут предложить краткосрочное решение, но не являются решением в долгосрочной перспективе и приводят к росту затрат в будущем.
- TCO (общая стоимость владения) растёт
Без надлежащих обновлений или новых функций компания больше не сможет оптимизировать процессы, поскольку платформа представляет собой смесь заплаток и исправлений, а вложения в дополнительные модули увеличивают эксплуатационные расходы.
- Проблемы с безопасностью
Клиенты уверены, что при совершении покупок на сайте компании их личная информация защищена. Однако если платформа приближается к концу своего жизненного цикла, бизнес может столкнуться с пробелами в безопасности, которые необходимо устранять. А поскольку проблемы с обновлениями уже существуют, то потребуются дополнительные инвестиции в доработки, которые лишь временно устранят проблему и не улучшат общую безопасность всего eComm проекта.
- Плохой UX
Если ваш веб-сайт не отвечает или вам звонят по поводу других проблем на сайте — например, по поводу невозможности оформить заказ — пришло время сменить платформу. Клиенты ищут положительный пользовательский опыт, и компания должна быть в состоянии обеспечить его, чтобы увеличить продажи и привлечь новых пользователей. В противном случае клиенты очень быстро начнут искать другие, более удобные условия совершения покупок.
- Администрирование изменений отнимает много времени
У компании большие планы и есть масса замечательных идей по улучшению сайта, но по причинам, указанным выше, она не может их реализовать. Публикация контента, добавление новых продуктов и управление возвратами требуют огромных временных затрат. Решением могут быть CRM, ERP или PIM, но их нельзя интегрировать с текущей платформой.
- Используемая платформа электронной коммерции достигла конца своего жизненного цикла
Жизненный цикл платформы электронной коммерции составляет от пяти до семи лет. Если вендор не в курсе новых тенденций, перестал выпускать обновления или больше не поддерживает вашу платформу, он становится бесполезным. В конечном итоге все вышеперечисленные признаки приводят к превышению затрат и потере продаж.
Критерии решений с пониженным риском
После введения санкций, большинство западных поставщиков либо уже покинули российский рынок, либо находятся в процессе ухода. Этот факт ставит перед бизнесами непростые задачи в поддержании уже развернутых корпоративных платформ и поднимает актуальный вопрос о необходимости смены платформы для электронной коммерции с учётом долгосрочной выгоды от новых инвестиций.
На этом этапе наиболее важным является тщательное взвешивание всех аргументов и обеспечение уверенности в том, что затраты времени и финансов на переход к новой платформе будут оправданы в перспективе. При оценке этих инвестиций необходимо рассматривать их как минимум как равноценное решение, учитывая при этом текущие потребности и коммерческую стратегию на будущее. Идеальным вариантом будет выбор такой платформы, которая удовлетворит текущие потребности, а также позволит свободно развивать бренд и внедрять инновации в будущем. Важно учитывать следующие ключевые характеристики будущей платформы:
- Структура платформы
Важно, чтобы платформа обеспечивала полную гибкость и независимость в интеграции с другими внутренними и внешними сервисами и платформами, такими как ERP, CRM, PIM и многими другими. Это должно происходить без участия поставщика, чтобы обеспечить бесперебойный поток заказов в режиме реального времени, автоматизацию процесса добавления товаров и обновления цен.
- Доступность
Платформы уровня enterprise должны предоставлять возможность использования нескольких языков в интернет-магазине и управления множеством ценовых политик для разных сегментов потребителей. Они также должны учитывать различные налоговые условия, включая НДС, и предоставлять гибкие варианты доставки для разных регионов.
- Интеллектуальное управление запасами
Управление запасами товаров играет решающую роль в затратах. eComm-платформа должна обеспечивать возможность простого добавления различных типов товаров с неограниченным числом атрибутов из разных источников, их группировки и сегментации для разных рынков. Она также должна управлять запасами на нескольких складах в разных странах или регионах при формировании заказов.
- Сложная аналитика
Большие корпорации генерируют большой объём аналитической информации по разным параметрам. Платформа должна предоставлять возможность создавать отчёты любой сложности прямо из административного интерфейса или предоставлять полноценный API для передачи данных в BI-систему. Это особенно важно при расширении аналитических возможностей для высших руководителей и деловых партнеров.
- Разнообразные методы оплаты
Для успешного цифрового бизнеса в глобальных масштабах необходимо поддерживать различные способы оплаты, включая кредитные карты, электронные кошельки, QR-коды и даже криптовалюту.
- Headless commerce
Для обеспечения будущей масштабируемости бизнеса стоит рассматривать платформы, разделяющие клиентский и внутренний уровни коммерции. Это даёт возможность разрабатывать контент-ориентированные стратегии, которые легко интегрируются в коммерческую деятельность. Такое разделение также позволяет более эффективно управлять масштабированием и снижать затраты.
Разделение клиентского и коммерческого уровней также ускоряет развитие решений в сфере электронной коммерции и снижает нагрузку на системы, благодаря, например, протоколу GraphQL.
Кроме того, это разделение позволяет разрабатывать многоканальные стратегии и интегрировать операции онлайн и офлайн магазинов, продажи B2B, D2C, партнёрские продажи и гибридные торговые площадки через единый канал.
- Исключение лицензионных рисков
Во избежание юридических рисков и снижения TCO, предпочтительным вариантом является использование решений с открытым исходным кодом.
- Дополнительные требования
Платформа должна быть надёжной, производительной и способной успешно адаптироваться ко множеству проектов и рынков. Также важно, чтобы платформу обслуживалась большим количество разработчиков и чтобы продукт продолжал активно развиваться и обновляться.
Какие есть варианты стратегий смены платформы?
Переезд (или так называемый “реплатформинг” от английского термина replatforming) — это замена функциональности одних решений на функции других. При определении стратегии компании следует ответить на несколько важных вопросов:
- Является ли новое решение полноценной заменой старому, или функциональность замещаемой платформы будет распределена между несколькими системами?
- Функции в новых решениях будут воссозданы “как есть” или реализованы с учётом новых подходов?
- Переход будет осуществлен одновременно или поэтапно?
- Готова ли компания пожертвовать частью функционала во время реплатформинга?
В зависимости от ответов на эти вопросы, компания может выбрать различные стратегии переезда. Все они сводятся к двум основным вариантам:
- Постепенная смена платформы.
- Единовременная смена платформы.
Постепенная смена платформы
Стратегия постепенной смены платформы предполагает выделение одного или нескольких сервисов, которые будут извлечены из текущего решения и реализованы в новых сервисах. При такой стратегии старая платформа продолжает функционировать параллельно с новой.
- Обеспечение надёжности критически важных операций
Перенос осуществляется поэтапно, начиная с наиболее критических функций, например, сервисов оплаты. После устранения основных рисков можно перейти к другой стратегии.
Этот сценарий актуален, если существует риск внезапной остановки бизнеса из-за проблем в сфере информационных технологий. Например, ожидается увеличенная нагрузка перед новогодними праздниками, которую текущая платформа не сможет выдержать. Другим распространённым случаем является остановка оказания услуги поставщиком.
- Поэтапный перенос фронтенда
Полный перенос фронтенда является сложной задачей, требующей значительных временных и финансовых затрат. Часто он выходит за рамки допустимого срока для устранения рисков или заморозки развития.
Задачу по переносу фронтенда сайта или мобильного приложения можно разделить на этапы и осуществлять по частям. Например, сначала можно перенести процесс оформления заказа, затем каталог, а затем главную страницу.
- Полный перенос фронтенда
В электронной коммерции веб-сайт и мобильное приложение представляют собой наиболее подверженные изменениям компоненты платформы. Они также обычно имеют наибольшую пользовательскую нагрузку. Поэтому перенос веб-сайта и мобильного приложения — это часто встречающаяся задача. При этой стратегии рядом с существующим фронтендом создается новый.
Технические особенности постепенной смены платформы
Постепенное обновление фронтенда
При перемещении пользователя по веб-сайту необходимо обеспечить незаметный переход между различными компонентами так, чтобы пользователь не ощущал, что перед ним не единое веб-приложение, а разные элементы. Для достижения этой цели требуется настроить маршрутизацию между разными частями фронтенда, и это представляет собой нетривиальную задачу.
Часто обновление фронтенда сопровождается редизайном, в ходе которого происходит изменение общих элементов, таких как заголовок, нижний колонтитул, формы и другие. Можно оставить это без внимания, но в таком случае пользователь столкнется с витриной, на которой стандартные элементы будут выглядеть по-разному. Во избежание этого необходимо включить в план работ приведение всех компонентов витрины к единому дизайну.
Если организация ограничена в возможностях внесения изменений в текущее решение и не имеет высокоуровневого API, то стратегия постепенной смены платформы становится невозможной.
Преобразование старого API-решения
В процессе плавного переноса функциональности возникает необходимость в определении способа взаимодействия старого решения с новым. Часто оказывается, что старое решение не обладает удовлетворительным API, что подразумевает необходимость вложения дополнительных усилий в его модификацию или создание API с нуля.
Единовременная смена платформы
В некоторых случаях постепенный переход на новую платформу оказывается невозможным или чрезвычайно сложным. Например, в случае монолитного решения необходимо создать API для возможности разработки параллельных сервисов, заменяющих его функциональность. Эта доработка существующего решения может потребовать столь же значительных усилий, как и одномоментный переход на новую платформу.
Если разработка текущего решения не приостановлена, единовременная смена платформы может столкнуться с определенными трудностями. Смена платформы будет всегда откладываться, так как новое решение будет постоянно отстаивать по функциональности от текущего.
Выбор стратегии в зависимости от сохранения функциональности
Существуют две основные причины, по которым бизнес может пожертвовать частью функционала во время смены платформы:
- Срочная необходимость в быстрой смене платформы.
- Некоторые функции текущей платформы уже не актуальны.
Самое сложное в данной стратегии заключается в определении и обосновании формы запуска нового решения. С момента фиксации требований к конечному продукту различные бизнес-подразделения могут попытаться внести свои функциональные требования, которые не были учтены в исходном объёме.
Сохранение полной функциональности
Это наиболее затратная стратегия, которую выбирают, когда бизнес готов к значительным инвестициям и длительным срокам. Она нацелена на технологическое обновление и сокращение времени до получения первоначальной стоимости.
Заключение
По мере развития бизнеса важно эффективно распределять инвестиции до того, как необратимые затраты и технический долг начнут тормозить будущий рост. Необходимо осуществить переход с минимальными помехами для текущей операционной деятельности.
Учитывая, что успешность электронной коммерции сегодня во многом зависит от бесперебойного и эффективного взаимодействия с клиентами, устаревшие системы могут негативно сказываться на вашем бизнесе. Если ваша команда находится в процессе оценки новых платформ и у вас больше вопросов, чем ответов, Mygento всегда готовы помочь.