MVP как оправдание для неудачных проектов в электронной торговле

12 февр. 2020

Любое путешествие в мир eCommerce начинается с максимально конкурентоспособной идеи. Это первый этап, где должна быть сформулирована проблема, подтвержденная целевыми клиентами с описанием ее решения в сравнении с аналогами, оценкой условий потребления, стоимостью товаров, и прочими численными показателями, такими как объем рынка, его насыщенность, эластичность спроса и т.д. Следующим этапом, и скорее всего наиболее значимым, будет создание минимального жизнеспособного продукта, который можно запустить для получения первоначального фидбэка с наименьшим количеством времени и усилий на разработку. Как правило речь идет о продукте с достаточным количеством функций для удовлетворения первых пользователей и получения отзывов для дальнейшего развития. Замыкает эту цепочку этап, на котором начинаются коммерческие продажи и успешные поставки с положительной экономикой, утвержденной финансовой моделью и «дорожной картой» проекта, который осуществляется компетентной командой в соответствии с установленными сроками.

Концепция MVP (minimum viable product) по своей сути является прекрасным подходом, который с момента появления формулировки в 2001 году практически не изменился. Он помогает максимально эффективно распорядиться временем и инвестициями – быстро запустить продукт, реализовать те возможности, которые действительно нужны для достижения цели, и развивать систему исходя из практической потребности бизнеса, а не на основании теоретических домыслов. Если пытаться реализовать сразу все, можно получить невостребованный продукт, потому что им, например, будет сложно пользоваться. В таком случае, клиенты будут обращаться к привычным схемам взаимодействия, и их не удастся замотивировать активно использовать онлайн-канал.

Широко используемый пример отлично иллюстрирует этот подход: Скейтборд – простой, привлекательный и полноценный продукт. Передвигаться на нём можно быстрее, чем пешком, его конструкция проста, множество людей любят кататься на нём, и он является полноценным продуктом, не требующим каких-то дополнений, чтобы быть классным или практичным. В то же время его можно усовершенствовать, добавив стойку и руль – и мы получим самокат. Его конструкция чуть-чуть сложнее, и он, несомненно, является привлекательным и полноценным продуктом. Затем добавим колёса, сиденье, ряд механизмов – и получится велосипед. Конструкция становится сложнее, но появляется масса преимуществ, такие как скорость, возможность преодолевать большие расстояния и энергоэффективность. Это полноценный продукт, к которому в дальнейшем можно добавлять множество аксессуаров.

Прекрасный подход, но как всегда в каждой бочке меда есть ложка дегтя, и в контексте электронной коммерции это как правило недостаточность аналитики, совершаемой компаниями при освоении нового канала продаж. Не понимание потребностей ключевых клиентов (статистика показывает, что как правило в off-line и в on-line совершают покупки люди с абсолютно разными потребностями и мотивами), недооценка возможностей конкурентов (уровень развитости компетенций, скорость принятия решений и т.д.) зачастую приводит к тому, что на этапе MVP нет достаточной информации для принятия решений по улучшению. Можно даже сказать, что имеет место непонимание самой концепции MVP.

Минимально жизнеспособный продукт (MVP) – это продукт с наименьшим количеством возможностей необходимых пользователям, созданный для того, чтобы из него можно было извлечь информацию об их взаимодействии с продуктом, изучать собранную информацию, а затем действовать на основе этих данных.

Отличное определение, и очевидно, что делать что-то хорошее, красивое и дешевое очень трудно или даже невозможно. Предстоит нелегкий выбор и в конечном итоге устанавливать приоритет при создании MVP. Стоимость должна быть низкой, в конце концов это просто «тест», но …

Каковы шансы, что потребители знают, что то, что им предлагается - это MVP, и что эта лодка станет огромным белоснежным лайнером? Для них это скорее всего лишь недоделанный, сырой продукт и очень плохое первое впечатление. А для разработчиков это, кстати говоря, прекрасное оправдание, создания плохого, медлительного, немасштабируемого кода.

Что это значит? Технологическая революция идет семимильными шагами и восприятие потребителей тоже. Потребители привыкли к минимальному качеству, и они ожидают его от всех новых продуктов.

Неважно, что выбрано в качестве eCommerce платформы: Magento, Hybris, Intershop или в конце концов Bitriх или WooCommerce, есть ли интеграции с PIM, ERP, CRM, используется ли Gulp, React/ Redux, PWA, Docker и GraphQL, для клиентов нет никакой разницы насколько прогрессивные технологии используются и, что с технической точки зрения, платформа со всеми интеграциями будет выглядеть и ощущается потрясающе. Их интересует только одно - насколько предлагаемый интернет-магазин удобен, присутствует ли в нем функционал, к которому они привыкли и есть ли товар, в котором они заинтересованы.

Поэтому и MVP должен подразумевать предоставление тех возможностей, к которым привыкли клиенты и которые, по сути, являются «стандартом» для каждого конкретного рынка в сегментах B2C и B2B. То есть если клиенты привыкли к качественному и разностороннему контенту, то он должен присутствовать и не важно каким образом происходит управление контентом - в ручную или с помощью PIM, если «стандарт» подразумевает наличие возможности сравнения товаров, занесения в wishlist, и наличие гибкого поиска по категориям, брендам и товарам с наличием подсказок, то они должны быть реализованы на этапе MVP. Иными словами просто организации доставки и эквайринга скорее всего будет не достаточно, но строить при этом сложные интеграции в соответствии с бизнес-моделью не всегда оправдано и стоит относится к ним с долей скептицизма.

Единственное, чем не стоит пренебрегать на этапе разработки MVP, так это производительностью платформы для электронной коммерции, требования к которой являются «стандартом» в электронной торговле, гибкостью и масштабируемостью, чтобы в случае успешности этапа можно было бы быстро развивать eCommerce инфраструктуру в соответствии с бизнес-моделью с целью достижения запланированных экономических показателей.

Choose languageRU

© 2009—2024 Mygento. Все права защищены. Политика конфиденциальности

Menu Menu Menu

Аккредитованная
ИТ-компания